|
ПРЯМАЯ РЕЧЬ |
Андрей Балакирев |
07/2014 текст: Николай ЕФРЕМОВ |
|
Борьба за жизнь |
|
Идея о том, что качественный уровень большинства музыкальных записей не соответствует уровню современной аудиотехники, отнюдь не нова. Некоторые солидные производители, например Linn и Naim Audio, открывают собственные лейблы и выпускают очень приличные сборники. |
Ещё один образец комплексного аудиофильского подхода — проект российской компании Burcev Audio, которая в 2011 году организовала запись Carmina Burana в Мариинском театре. Мы часто используем такие диски в качестве тестовых, но их выпускается совсем немного. |
И проблема даже не в том, что современная музыка в большинстве своём создаётся, микшируется и сводится на лэптопах. Всё чаще замечаешь, что наследие прошлого века, которое ныне доступно либо на виниле, CD, либо в виде HD-файлов, по качеству звучания очень далеко от совершенства. |
Что поделаешь — ни техника, ни технологии тиражирования того времени не позволяли получить лучший результат. |
Но, как оказалось, вдохнуть новую жизнь в старые записи можно с помощью современных цифровых технологий. |
|
Во время тестирования конвертора TAD DA1000 (см. с. 48) мне предложили послушать несколько файлов, представляющих собой оцифровки старых виниловых пластинок. |
Знакомые вещи звучали очень непривычно — открыто, свободно, с каким-то первобытным драйвом. Не похоже ни на цифру, ни на аналог, ни на хай-резы, которые мы слушали до этого. |
|
Выяснилось, что необычный материал был подготовлен в московской студии реставрации фонограмм Free Top. Используя собственную методику, там восстанавливают музыкальный материал, записанный на LP и CD, в том виде, как он изначально замышлялся режиссёрами и музыкантами при записи. Получается, что фарш всё-таки можно провернуть назад? Чтобы ответить на этот вопрос, мы напросились в гости к Андрею Балакиреву, основателю Free Top, главному специалисту по реставрации. |
А.Б.: Участников аудиорынка можно разделить на два типа — производителей аппаратуры и производителей контента. Но беда в том, что все фонограммы должны восприниматься потребителем как есть — что дали, то и слушайте, и как она сделана, не ваше дело. |
И если в 50 — 60-х годах записью музыки занимались великие режиссёры и продюсеры — Боб Эзрин, Фил Спектор, Тони Висконти, Джордж Мартин, то в наше время всё обезличено. Послушайте, как записаны Led Zeppelin, Pink Floyd, The Doors… |
Цены на аппаратуру растут, а качество музыки, которую мы должны на ней слушать, падает. И этот парадокс как-то нужно преодолеть. Для себя я проблему решил, но что делать в масштабе всей индустрии, не знаю. |
|
Н.Е.: Но ведь можно покупать старый, оригинальный винил или копии мастер-лент, в конце концов. |
|
А.Б.: Если говорить о виниле, то до печати на заводе доходила 4 — 5-я копия ленты, да и при штамповке технология зачастую нарушалась, особенно на лицензионных тиражах в других странах. У нас же многие оригиналы потеряны. |
Во времена застоя в ГДРЗ на ул. Качалова записывались великолепные симфонические произведения, и делалось это не для коммерции, а ради сохранения музыкального наследия и трансляции по радио. Знакомые, работавшие в ГДРЗ, рассказывали, что при переходе на цифру в начале 90-х много интересного материала было просто выброшено. |
Понятно, что на качество винила влияли ограничения формата — чтобы получить на каждой стороне по 18 — 20 минут записи, пришлось снизить скорость и зажать динамику. |
Но в более высоком качестве и не было смысла, т.к. бытовая аппаратура того времени не позволяла его реализовать. Сейчас другое дело, но на CD и DVD по-прежнему делается жуткая компрессия, которая убивает звук. |
Мне бы хотелось вернуть музыке жизнь, эмоциональность, интонационную выразительность, которые изначально были на оригинале. |
|
|
Вот свежий пример — недавно закончена реставрация «Machine Head», и больше всего мне там нравится композиция «Lazy». |
После того как я её «разжал», в вокале Гиллана и звучании инструментов появилась настоящая лень. |
А вот при проигрывании винила она не чувствуется. |
Это значит, что в процессе мастеринга была потеряна смысловая эмоциональная компонента. |
И здесь очень важно звучание голоса — если он воспроизводится неестественно, наше ухо это моментально ловит, теряется прелесть всей записи. |
Инструменты могут звучать по-разному, и мы не знаем, как правильно, но голос у нас записан в генетическую память, даже по телефону мы моментально узнаём собеседника. |
Я часто общаюсь с профессиональными мастерами звукозаписи, они понимают проблему, но сделать ничего не могут: как, ни старайся, результат будет загублен на стадии тиражирования. |
Это коммерция, где важно не качество, а объёмы и темпы производства. |
|
|
Н.Е.: Насколько я знаю, вы восстанавливаете фонограммы не только для себя. Кто ваши клиенты? |
А.Б.: Состоятельные люди, умеющие ценить звук и своё время. Какой ваш любимый альбом? Мы его воссоздадим только для вас в первозданном виде. Вернём в домастеринговое и, прежде всего, некомпрессированное состояние. |
Н.Е.: Как быть с авторскими и смежными правами? Ведь на каждом альбоме стоит копирайт. |
А.Б.: Во-первых, мы не занимаемся тиражированием. Во-вторых, через 50 лет после первого издания альбома никакие ограничения уже не действуют. А до 1964 года было записано много хорошей музыки. |
Н.Е.: Давайте поговорим о технологии. Какую программу вы используете? |
А.Б.: В качестве базовой — одну из свежих версий Sound Forge. Её пользовательский интерфейс очень логичен и изящен с точки зрения эргономики. Иногда задействуем железо и софт Universal Audio, где море отличных плагинов, в т.ч. софтовая версия эквалайзеров Passive Massive и Pultec, и даже эмулятор 24-канального магнитофона Studer на разных скоростях. В некоторых случаях — плагины SPL и Sonox. |
|
Затем важный и трудный момент — удаление неприятных сибилянтов. При этом используются не только стандартные ди-эссеры, но и другие методы — локальное уменьшение амплитуды шипящих звуков. Все этапы обработки сохраняются, и можно вернуться назад, если вдруг что-то пошло не так.
|
Н.Е.: Но чтобы вернуть фонограмму в первозданное состояние, нужно знать, каким образом она обрабатывалась по ходу мастеринга. |
А.Б.: Верно. Как известно, рукописи не горят, то же самое и здесь. До конца фонограмму убить нельзя, в ней всегда остаётся очень полезная информация, пусть и задавленная, на низком уровне. Её-то при помощи современных технических средств мы и можем восстановить, причём вполне адекватно. |
Н.Е.: Что же конкретно вы восстанавливаете? Динамический диапазон, частотный? |
А.Б.: Давайте всё же начнём не с частностей, а с более общих вещей. Я хочу, чтобы, слушая музыку, человек мог представить себе обстановку, в которой делалась запись. Эффект присутствия в студии или при живом исполнении. |
Первый этап — очистка от шумов. Начинается с тщательной, в ручном режиме, промывки пластинки по моей технологии в машине VPI. На это может уйти до получаса. После такой мойки остаются лишь щелчки и дефекты самой фонограммы. Затем пластинка оцифровывается, и анализируется спектр шумов. |
Полосовыми фильтрами мы вычищаем диапазон от 40 до 150 Гц, именно там много артефактов, не имеющих к музыке никакого отношения. После этого улучшаются микродинамика, прозрачность, локализация… Затем происходит самый кропотливый и трудоёмкий процесс, ручная чистка фонограммы на компьютере. |
Дальше — декомпрессия, сначала на средних и высоких частотах, затем на низких. Причём последние обрабатываются выборочно, т.е. подчёркиваются именно те ноты, на которых играет барабан или бас-гитара. Иногда используем наш фирменный запатентованный метод — CD-коррекцию, или восстановление ультразвуковых составляющих. |
Н.Е.: Андрей, откуда на пластинке шум в НЧ-диапазоне? Обычно он гораздо выше по спектру. |
А.Б.: Трудно сказать, но он есть. Возможно, возникают какие-то механические резонансы при нарезке матрицы. Есть даже инфранизкие составляющие, причём их амплитуда может достигать -25 — -30 дБ. Их не слышно, но они вызывают интермодуляцию со звуковыми частотами. И когда их вычищаешь, звучание становится совсем другим. |
Н.Е.: Я вижу, что железо используется довольно оригинальное. Расскажите о своей системе. |
А.Б.: Источник — виниловый проигрыватель Nottingham Analogue Spacedeck с 12-дюймовыми тонармами The Foot и Jelco. Обычно мы используем деревянный шелл и винтажную студийную головку Ortofon SPU 70-х годов. |
С неё сигнал подаётся на двухблочный фонокорректор Darch (двойное моно и независимое усиление для ММ и МС-головок), а потом на пассивный регулятор уровня Creek. |
|
Контрольный тракт состоит из лампового предварительного усилителя VTL 5.5 и оконечников Cary Audio на 300B с выносным блоком ёмкостей. |
|
Основные рабочие мониторы — рупорные Klipsch Bella. Есть анализатор спектра, на котором ловятся отдельные артефакты (шум, сибилянты) в спектре фонограммы и затем удаляются узкими полосовыми фильтрами. Иногда задействуем параметрический ламповый эквалайзер Manley Massive Passive, но чаще работаем с аналогичным плагином. Для воспроизведения мастер-лент — классический STM-310. |
Н.Е.: Насколько я понимаю, начальный уровень качества зависит от АЦП. Какой вы используете? |
А.Б.: Это относительно недорогой девайс Creative E-MU 0404 USB. У него отличные характеристики — сигнал/шум в полосе частот 20 кГц от -114 до -120 дБ, причём спектр шума не имеет подъёма вплоть до 80 кГц. Поддерживает частоты дискретизации от 44,1 до 192 кГц. |
Контрольный DAC — TC Electronic BMC2, он же регулятор уровня и коммутатор. К осени собираемся перейти на компьютер Macintosh с внешним интерфейсом Apollo от Universal Audio. На нём запустим новую программу SpectraLayers, она полнее раскрывает составляющие спектра. |
Вообще-то, у меня есть претензии к цифровому тракту — на акустике с высоким разрешением слышно непостоянство повторений фрагмента. Каждый раз он воспроизводится по-другому. Возможно, на новом компьютере этого не будет. |
|
Н.Е.: В каком формате создаётся конечный продукт? |
|
А.Б.: Как правило, WAV 24/96. |
НЕ: Сколько фонограмм уже восстановлено? |
А.Б.: Порядка сорока с небольшим альбомов, на очереди ещё пятьдесят. Понятно, что по современным меркам это мало, сейчас люди имеют тысячи дисков, но что из этого они реально успеют за свою жизнь послушать? |
Мне для полного счастья нужно не более трёхсот, зато правильно отреставрированных, которые можно слушать с удовольствием от начала до конца. |
Чтобы не быть голословными, мы решили предоставить на суд читателей несколько фонограмм, восстановленных Андреем. |
Ссылки вы найдёте на этой странице, по ним сможете скачать и послушать наверняка знакомые вам композиции Майлза Дэвиса, Deep Purple, B.B. King и Brotherhood of Man в восстановленном виде. Там же можно оставить свои комментарии — ваше мнение нам очень интересно. |
|
Из интервью Питера Квортрупа нашему журналу
(август 2013 г.) |
|
«Недавно один из моих знакомых проделал эксперимент — 10 раз скачал одну и ту же песню, записал на CDR, и все копии звучали по-разному… Когда компьютер пишет данные на жёсткий диск, он разбрасывает их по разным секторам, а при считывании собирает обратно. Так вот, алгоритм сборки для каждого из 10 треков будет разным». |
С разрешения журнала "Салон Audio Video" |
|
|
|
Все права защищены © 2003-2015. Разрешается использование материалов
при условии указания ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|